Специальная оценка условий труда

ОХРАНА ТРУДА «ПОД КЛЮЧ»
ПАКЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Подробнее здесь

Лучшие эксперты

Петров Сергей

Петров Сергей

Руководитель проектов

 

 

«Секрет моего успеха прост — человеческое отношение к Клиентам, соблюдение сроков, выполнение обещаний. Мне нравится моя работа и я с удовольствием помогу Вам решить наболевшие вопросы максимально оперативно и с высоким уровнем эффективности.»

 

Среди моих Клиентов такие компании как:


  • Корпорация «Главмосстрой»;
  • ЗАО «Балтинком»
  • ООО «СК Нева-Строй»
  • ФГУП «ГКНПЦ им.М.В. Хруничева» (ракетостроение);
  • Издательство «Махаон»;
  • ЗАО «Тинькофф Кредитные Системы» Банк;
  • РАО ЕЭС,
  • БАЗЭЛ,
  • Керхер,
  • Пионер Рус,
  • Икеа,
  • Самсунг РУС
  • Кадровый холдинг Анкор
Тренина Екатерина

Тренина Екатерина

Руководитель проектов

 

 

 

«Работа для меня настоящее удовольствие. Мне всегда приятно общаться с Клиентами, помогать им в решении их нелегких вопросов и сложных задач!»

 

Среди моих Клиентов такие компании как:

  • ОАО «Сбербанк России»;
  • ОАО «Газпром»;
  • ООО «Спортмастер»;
  • ФГКУ УВО ГУ МВД России по г.Москве;
  • ОАО «РЖД».

 

А также более 1 000 успешных проектов, охватывающих различные сферы деятельности.

охрана труда
 

 

Введите свой e-mail, если хотите получать нашу рассылку:

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда является нашей основной услугой, предоставлением которой мы занимаемся на всей территории России уже более 7 лет. Это особенно удобно для тех клиентов, которые имеют широкую филиальную сеть своих представительств в регионах. Теперь специальная оценка условий труда может быть проведена во всех ваших филиалах с использованием единого контракта.

Наш многолетний опыт проведения специальной оценки условий труда на предприятиях в таких отраслях как нефтедобыча, банки, тяжелое машиностроение, ракетостроение, космическая отрасль, химическая отрасль, медицина и многие многие другие, а так же накопленный опыт в проведении спецоценки позволяет нам собственными силами работать с клиентами максимально высокого уровня сложности. 

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Для того, чтобы начать работу по специальной оценке, рекомендуем Вам пошаговый алгоритм действий:

Организация проведения специальной оценки условий труда.

 

ШАГ 1. Ознакомление с федеральным законом о СОУТ

 

 

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

 

 

 

ШАГ 2. Анализ штатного расписания с последующей консультацией эксперта

 

 

Мы будем Вам благодарны, если Вы пришлете штатное расписание по этой форме или в любом удобном для Вас виде.

Структурное подразделение

Наименование должности

Принадлежность к спискам 1 и 2

Количество работающих

Оборудование

Материалы, сырье

Инструменты/

Приспособления

Наименование рабочих зон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачайте шаблон штатного расписания.

 

Если Вам сложно самим заполнить графы штатного расписания, если у Вас есть вопросы, касающиеся специальной оценки или любых вопросов охраны труда, наши руководители отделов продаж с радостью проконсультирует Вас. Пишите или звоните:

 

 

ШАГ 3. Ознакомление с формами договоров на организацию проведения специальной оценки условий труда

 

 

После всех согласований, консультаций и обсуждений Вы пришли к решению сотрудничать с ЦАРМ , а это значит, что наступил момент ознакомиться с формами договоров.

 

 

 

ШАГ 4. Этапы проведения специальной оценки условий труда

 

 

  1. Сначала работодатель создает Комиссию по специальной оценке условий труда и издает Приказ о создании Комиссии и начале проведения специальной оценки. Мы расскажем Вам о том, кто входит в Комиссию, каковы ее права и обязанности, а если потребуется — пришлем Вам форму Приказа.
  2. Затем на предприятие выезжает эксперт для работы по идентификации потенциально вредных или опасных факторов на рабочих местах. Наши эксперты, в соответствии с ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда», имеют высшее образование, стаж работы более 3 лет и обучены по программе подготовки экспертов в объеме 72 часов. Эксперт определяет, на каких рабочих местах отсутствуют вредные факторы (эти рабочие места подпадают под декларирование, то есть, на них не производятся замеры), на каких рабочих местах замеры необходимы. Его выводы утверждаются членами Комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Если потребуются консультации на местах, эксперт подробно ответит на все вопросы.
  3. После эксперта на предприятие приезжают сотрудники Испытательной лаборатории, чтобы замерить те вредные факторы, которые утвердила Комиссия.
  4. Результаты замеров передаются в Испытательную лабораторию для обработки. Для того, чтобы подготовить Отчет по специальной оценке, необходима большая совместная работа — как Заказчика, так и Исполнителя. Кроме этого, Заказчику предстоит подготовить ряд необходимых документов, касающихся охраны труда на предприятии, без которых невозможно составить Отчет.
  5. После того, как Отчет будет подготовлен, он передается Комиссии, которая знакомится с ним сама и знакомит с Отчетом работников в течение 30 календарных дней, затем материалы передаются в Государственную инспекцию туда. Срок действия материалов по специальной оценке — 5 лет.
  6. Завершение специальной оценки условий труда — наша служба контроля качества.

Отзывы о нашей работе

специальная оценка условий труда благодарственное письмо специальная оценка условий труда рекомендации специальная оценка условий труда отзыв

 

 

закажите обратный звонок эксперта

Хотите заказать проведение СОУТ, или узнать стоимость СОУТ, а может у вас остались какие-либо вопросы?

Свяжитесь с нами через форму обратной связи, мы ответим вам максимально оперативно.


Имя

Телефон

Должность

В какое время вам позвонить?

Предмет разговора

 

 

 

 

 

О специальной оценке условий труда

Ключевой регулирующий документ по спецоценке — Федеральный закон № 426 «О специальной оценке условий труда», который вступил в силу с 1 января 2014 г. Специальная оценка условий труда изменения аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.

 

С какой целью был разработан Закон «О специальной оценке условий труда»?

Специальная оценка условий труда 2016 была разработана в рамках проведения пенсионной реформы в Российской Федерации. Спецоценка предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

 

отчеты о семинарах

Обязательно ли проводить специальную оценку условий труда?

Проводить специальную оценку обязаны все работодатели, включая индивидуальных предприниматель ИП, на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Предприниматели без наемного персонала не являются работодателями, поэтому проводить спец оценку им нет необходимости. Но с появлением даже одного сотрудника в штате, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь на этом новом рабочем месте. Физические лица, не имеющие статуса Индивидуальной предпринимателя, нанявшие на работу сотрудников, спецоценку не проводят.

Если ваши сотрудники работают на территории заказчика на постоянной основе, а не на территории вашего предприятия, организации, все равно необходимо проводить оценку труда, потому что данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Поэтому провести такую оценку надо, причем сделать это может один из двух работодателей (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Иначе вам может грозить административная ответственность за не проведение спецоценки.

 

Как учитываются результаты специальной оценки?

Они учитываются при уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

 

Почему специальная оценка выгодна работодателю?

Результаты специальной оценки условий труда будут влиять на размер страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу за сотрудников, занятых на вредном и опасном производстве (в Российской Федерации существуют так называемые списки № 1 и№ 2; в список № 1 включены работники, занятые на подземных работах и на производстве с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда; в список № 2 — с вредными и тяжелыми условиями труда). С реализацией закона о специальной оценке будет запущен механизм, когда, чем хуже условия труда, тем выше тариф отчислений; чем они лучше, тем тариф ниже. Если условия труда безопасные, то дополнительный тариф и вовсе снимается. При этом указанный тариф отчислений за работу во вредных и (или) опасных условиях труда будет постепенно повышаться (в 2015 и 2016 г.). Согласно новым правилам работодателей освободят от уплаты взносов по доптарифам, если в результате оценки рабочих мест вредный и (или) опасный фактор не будет выявлен. Подтвердить безопасные условия труда как раз и призвана специальная оценка.

Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса — оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс) и опасные (4-й класс). Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. В результате специальной оценки можно снизить класс (подкласс) условий труда (тем самым снизив размер взносов по доптарифам), если, например, доказана эффективность применения средств индивидуальной защиты.

Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных в ходе проведения производственного контроля.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми (класс 2). Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

 

Кем проводится специальная оценка условий труда?

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной уполномоченной государством организацией.

 

Что такое специальная оценка условий труда?

Условия труда по степени вредности или опасности подразделены на четыре класса:

  • оптимальные
  • допустимые
  • вредные
  • опасные.

Введена процедура декларирования соответствия условий труда, подтверждающая соответствие условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.

Повышена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда, в том числе посредством включения их представителей в комиссию по проведению специальной оценки условий труда, предоставления права на получение соответствующих разъяснений по результатам специальной оценки условий труда и их обжалования, возможности инициирования проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

 

Законом допускается возможность использования результатов спецоценки условий труда при:

  • предоставлении работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда;
  • разработке и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными требованиями охраны труда;
  • обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • контроле за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • организации обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров;
  • оценке уровня профессиональных рисков;
  • расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

Страховые тарифы в зависимости от классов условий труда.

Класс условий труда:

  • 1 (оптимальный) — 0% дополнительного страхового взноса;
  • 2 (допустимый) — 0% дополнительного страхового взноса;
  • 3.1 (вредный) — 2% дополнительного страхового взноса;
  • 3.2 (вредный) — 4% дополнительного страхового взноса;
  • 3.3 (вредный) — 6% дополнительного страхового взноса;
  • 3.4 (вредный) — 7% дополнительного страхового взноса;
  • 4 (опасный) — 8% дополнительного страхового взноса;

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ предоставит возможность освобождения от уплаты дополнительных страховых взносов, его можно будет получить посредством проведения специальной оценки условий труда.

 

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс последовательно выполняемых мероприятий по:

  1. Идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  2. Оценке уровня воздействия идентифицированных опасных факторов.

 

Для чего нужна специальная оценка:

  1. Выявление и оценка опасностей на рабочих местах (мониторинг условий труда);
  2. Освобождение работодателей от дополнительных страховых взносов по линии ПФР/ФСС;

СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ПОДЛЕЖАТ ВСЕ РАБОЧИЕ МЕСТА РАБОТОДАТЕЛЯ

Исключение из общего правила

  1. Рабочие места «надомников»;
  2. Дистанционные рабочие места (понятие в Федеральном законе не раскрыто).

 

Особые условия проведения специальной оценки для некоторых категорий рабочих мест:

  1. Рабочие места, относящиеся к категориям гражданской и муниципальной службы — специальная оценка производится с учетом действующего законодательства в области государственной и муниципальной службы;
  2. Рабочие места, работа на которых затрагивает сведения, относящиеся действующим законодательством к сведениям, содержащим государственную тайну — специальная оценка проводится с учетом действующего законодательства о государственной тайне

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

Порядок специальной оценки условий труда следующий.

  1. Идентификация вредных и опасных факторов (осуществляется экспертом организации проводящей специальную оценку условий труда);
  2. Проведение инструментальных замеров на рабочих местах, где были выявлены (идентифицированы) вредные и (или) опасные факторы производственной среды;
  3. Оформление результатов проведенной специальной оценки;
  4. Предоставление отчетных материалов по результатам специальной оценки в базы данных уполномоченных государственных органов.

Срок действия материалов по специальной оценке — 5 лет с момент ее проведения.

Материалы аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 31.12.2013 г. действительны в течение всего срока их действия (5 лет).

ФАКТОРЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЮ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

  1. Физические факторы;
  2. Химические факторы;
  3. Биологические факторы;
  4. Тяжесть трудового процесса;
  5. Напряженность трудового процесса.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

  1. Обеспечить проведение специальной оценки условий труда;
  2. Предоставить необходимые документы организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда;
  3. Письменно ознакомить работника с результатами специальной оценки условий труда;
  4. Предоставить работнику разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
  5. Реализовать мероприятия по улучшению условий труда.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ

  1. Лично участвовать в проведение специальной оценки условий труда;
  2. Обращаться к работодателю за разъяснением процедуры проведения специальной оценки условий труда;
  3. Обжаловать результаты проведенной специальной оценки условий труда;
  4. Обязан ознакомиться с результатами специальной оценки условий труда.

ВНЕПЛАНОВАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА (ОСНОВАНИЯ).

  1. Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  2. Получения предписания ГИТ;
  3. Изменение технологического процесса;
  4. Изменение состава применяемого сырья и (или) материалов;
  5. Изменение в уровне СИЗ;
  6. Наличие несчастного случая;
  7. Наличие мотивированного предложения профсоюза.

Внеплановая специальная оценка проводится на соответствующих рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления вышеобозначенных словий.

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА

  1. По результатам идентификации вредных и опасных факторов производственной среды;
  2. Оформляется работодателем — регистрируется в ГИТ;
  3. Срок действия — 5 лет (при отсутствии несчастных случаев — продление 5 лет).

ДОКУМЕНТЫ, ОФОРМЛЯЕМЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

(оформляется в форме отчета)

  1. Сведения об организации, осуществляющей специальную оценку условий труда;
  2. Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка;
  3. Карты специальной оценки;
  4. Протоколы исследований и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов;
  5. Протоколы эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ);
  6. Сводная ведомость результатов специальной оценки;
  7. Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ТАРИФЫ

 

Положениями Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин.

С 1 января 2013 г. работодатели таких лиц обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по следующим тарифам:

— в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты в т.ч. на работах с вредными условиями труда: 4 процента (2013 г.), 6 процентов (2014 г.), 9 процентов (2015 г. и далее);

— в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на работах, с тяжелыми условиями труда, работа с повышенной интенсивностью и тяжестью): 2 процента (2013 г.), 4 процента (2014 г.), 6 процентов (2015 г. и далее).

Дополнительные страховые взносы уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая определена Федеральным законом № 173. Другими словами, их необходимо перечислять по указанным тарифам независимо от того, превысила ли база по страховым взносам предельную величину, установленную на соответствующий год.

Следует отметить, что Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлена возможность освобождения плательщиков от уплаты указанных дополнительных страховых взносов. Такое освобождение может быть предоставлено по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, который будет установлен отдельным федеральным законом.

 

РАЗМЕР ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛАССА УСЛОВИЙ ТРУДА

 

№ п/п

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

1

опасный

4

8, 0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

2

вредный

3.4.

7, 0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

3

 

3.3.

6, 0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

4

 

3.2.

4, 0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

5

 

3.1.

2, 0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

6

Допустимый

2

0, 0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

7

Оптимальный

1

0, 0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

 

ВЫВОД: при наличии условий труда на рабочих местах соответствующих 1 и 2 классам — работодатель освобождается от оплаты дополнительных страховых тарифов.

 

Специальная оценка условий труда ФЗ-426 от 28.12.2013

Трудовой кодекс РФ определил, что Специальная Оценка Условий Труда (СОУТ) — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а, как следствие, и обязанность по аттестации рабочих мест, трудовым кодексом РФ возложена на работодателя. Аттестации подлежит каждое рабочее место, она должна проводиться не реже одного раза в пять лет. При аттестации производится оценка всех опасных и вредных производственных факторов. Для проведения аттестации создается специальная комиссия.

Даже если фирма небольшая и не предполагает опасных условий, могущих повлиять на трудоспособность работников, СОУТ пренебрегать не следует. В противном случае с 1 января 2015 года ст.5.27.1 КоАП РФ, организации влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Чтобы начать проведение СОУТ заказчику необходимо подать соответствующее заявление в выбранную им специализированную организацию. После этого ее сотрудники производят соответствующий анализ рабочих мест: исследуется их организационно-техническое состояние, травмобезопасность, раскрываются вредные факторы производственной среды. Будет выявлено и то, насколько условия труда соответствуют санитарным стандартам и нормам.

Далее должен быть создан перечень рекомендаций по приведению условий труда в норму, установленную законодательством.

Проведение специальной оценки рабочих мест по условиям труда требует от работодателя предоставить организации, осуществляющей СОУТ специальная оценка условий труда, все необходимые данные, а также соответствующие документы, и, в случае необходимости, дать разъяснения по вопросам, возникающим в процессе такой деятельности.

На порядок реализации процедуры специальной оценки условий труда, сроки специальной оценки условий труда, а также цену влияют несколько факторов, таких как:

  • количество аттестуемых рабочих мест, которые подлежат СОУТ,
  • сфера деятельности предприятия,
  • его оснащенность средствами индивидуальной защиты,
  • виды оборудования, используемого на производстве и многое другое.

Возможность этого закона эффективно влиять на условия труда была подвергнута сомнению некоторыми специалистами. Например, допущение возможности снижения класса вредности при обеспечении рабочих эффективными СИЗ было раскритиковано в статье:

  1. Отсутствовал серьёзный контроль и за качеством аттестации (предшественнице спецоценки), и даже за самим её проведением. С 01.09.2008 до 01.01.2013 о проведении аттестации отчиталось 2% хозяйствующих субъектов.
  2. Не охватываются все виды вредных и опасных производственных факторов. В ряде случае аттестующие организации вообще ничего не меряют, а за умеренную плату выдают документы о приемлемых условиях труда — без выезда на предприятие.
  3. Качество подготовки экспертов может быть недостаточным. Аттестация экспертов состоит в ответах на вопросы, а наличие навыков измерений не проверяется.
  4. Рабочие должны использовать эффективные СИЗ, но оценка их эффективности на рабочих местах при реальном применении невозможна. Снижение класса вредности при выдаче «эффективных» СИЗ противоречит основному принципу охраны труда, требующему обеспечивать рабочих в первую очередь эффективными средствами коллективной защиты.

Авторы предложили отменить статьи 6 и 7 Закона 426-ФЗ, и поручит квалифицированному НИИ разработать перечни вредных факторов для их идентификации для разных видов производств, технологий работ и используемых материалов.

 

 

 

Обратный звонок

 

 

 

 

Наши клиенты:

 

Вагонная ремонтная компания

ЦСКБ-Прогресс

ГКНПЦ им.М.В.Хруничева

Челябинский электрометаллургический комбинат

Сбербанк

Ростелеком

 

Ближайший к вам филиал:
«Москва - центральный офис»

Закрыть
карта россии