Анализ статистических данных производственного травматизма и условий труда в Российской Федерации (1995-2006 гг.)

ОХРАНА ТРУДА «ПОД КЛЮЧ»
ПАКЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Подробнее здесь

Лучшие эксперты

Петров Сергей

Петров Сергей

Руководитель проектов

 

 

«Секрет моего успеха прост — человеческое отношение к Клиентам, соблюдение сроков, выполнение обещаний. Мне нравится моя работа и я с удовольствием помогу Вам решить наболевшие вопросы максимально оперативно и с высоким уровнем эффективности.»

 

Среди моих Клиентов такие компании как:


  • Корпорация «Главмосстрой»;
  • ЗАО «Балтинком»
  • ООО «СК Нева-Строй»
  • ФГУП «ГКНПЦ им.М.В. Хруничева» (ракетостроение);
  • Издательство «Махаон»;
  • ЗАО «Тинькофф Кредитные Системы» Банк;
  • РАО ЕЭС,
  • БАЗЭЛ,
  • Керхер,
  • Пионер Рус,
  • Икеа,
  • Самсунг РУС
  • Кадровый холдинг Анкор
Тренина Екатерина

Тренина Екатерина

Руководитель проектов

 

 

 

«Работа для меня настоящее удовольствие. Мне всегда приятно общаться с Клиентами, помогать им в решении их нелегких вопросов и сложных задач!»

 

Среди моих Клиентов такие компании как:

  • ОАО «Сбербанк России»;
  • ОАО «Газпром»;
  • ООО «Спортмастер»;
  • ФГКУ УВО ГУ МВД России по г.Москве;
  • ОАО «РЖД».

 

А также более 1 000 успешных проектов, охватывающих различные сферы деятельности.

У нас интересная рассылка! Оставьте нам e-mail:

Анализ статистических данных производственного травматизма и условий труда в Российской Федерации (1995-2006 гг.)

 

 

Реализация государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2006 году осуществлялась в условиях проводимой административной реформы, которая внесла определенные коррективы в процесс государственного регулирования трудовых отношений, в том числе охраны труда.


По данным Росстата за период с 2001 по 2006 годы произошло снижение  производственного травматизма в целом по стране. Если в 2001 году было травмировано в целом по стране 144 719 человек, из них 4368 со смертельным исходом, в 2002 году в целом по стране 127705 человек, из них со смертельным исходом 3920 человек, в 2003 году в целом по стране 106668 человек, из них со смертельным исходом 3536 человек, в 2004 году в целом по стране 87763, из них со смертельным исходом 3292 человек, то в 2005 году- 77744 человек, в том числе 3091 человек со смертельным исходом, в 2006 году -70430 человек, в том числе 2881 человек со смертельным исходом.
Статистический учет производственного травматизма со смертельным исходом ведется Федеральной службой государственной статистики (Росстат), Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и Фондом социального страхования Российской Федерации. Причем данные этих органов  отличаются друг от друга, так как формируются на основе на основе различных методологических подходов. Так, выборочное обследование, проводимое Росстатом, охватывает лишь 36,5% работающих. Федеральная инспекция труда участвует в расследовании тяжелых и смертельных несчастных случаев. Фонд социального страхования ведет учет только тех пострадавших, чьи несчастные случаи признаны страховыми, а, следовательно, эти пострадавшие могли рассчитывать на компенсационные выплаты.


По данным Росстата численность пострадавших неуклонно снижается.
 Используемые для оценки уровня производственного травматизма относительные показатели (Кч - коэффициент частоты  производственного травматизма, число пострадавших от несчастных случаев на 1000 работающих и К ч см - коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом – число пострадавших от несчастных со смертельным исходом на 1000 работающих) также снижаются из года  в год. За период с 2001 г. по 2006 гг. Кч снизился с 5,0 до 2,9; Кч см за тот же период снизился с 0,150 до 0,118.
В таблице 1 приведена динамика производственного травматизма по видам экономической деятельности в Российской Федерации за период с 2004 по 2006 годы (по данным Росстата).

Таблица 1 Динамика производственного травматизма по видам экономической деятельности в Российской Федерации за 2004-2006 гг.

Виды экономической деятельности

Численность пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих, К ч

Численность пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих,
 К ч см

2004

2005

2006

2004

2005

2006

1

2

3

4

5

6

7

ВСЕГО

     3,4

    3,1

    2,9

0,129

0,124

0,118

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

     5,8

    5,3

4,9

0,213

0,198

0,205

Рыболовство, рыбоводство

    3,2

    2,7

3,2

0,506

 0,380

0,325

Добыча полезных ископаемых

    5,1 

    4,7

4,0

0,318

 0,279

0,268

Обрабатывающие производства

    3,9

    3,6

3,5

0,092

 0,096

0,087

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

    1,9    

     1,7

1,7

0,108

 0,107

0,096

Строительство

    4,4

     4,4

4,1

0,333

 0,312

0,332

 Оптовая и розничная торговля, ремонт  автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

    1,8

     1,8

1,6

0,123

0,126

0,11

1

2

3

4

5

6

7

Гостиницы  и рестораны

    2,1

    1,3

  1,2

0,029

 0,027

0,013

Транспорт и связь

    2,4

     2,2

  2,0

0,114

 0,112

0,099

Операции  с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

    2,2   

     2,1

 2,0

0,090

  0,097

,102

Здравоохранение и предоставление
социальных услуг

    1,6

     1,4

1,3

0,013

0,016

0,013

Предоставление прочих коммунальных,
социальных и персональных услуг

     2.9

     2,9

  2,6

0,127

0,118

0,118

Источник: Статистический бюллетень « Производственный травматизм в Российской Федерации ». Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации (РОССТАТ) –2005,2006,2007 гг. том1.

Приведенные данные динамики производственного травматизма по видам экономической деятельности подтверждают тенденцию снижения показателей производственного травматизма в Российской Федерации.
Самый высокий уровень травматизма с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом отмечается в сельском и лесном хозяйстве (Кч 4,9), при добыче полезных ископаемых (Кч  4,0), в строительстве (Кч 4,1). Самый высокий уровень травматизма со смертельным исходом отмечен в рыболовстве и рыбоводстве (Кч см 0,325), в добыче полезных ископаемых ( К ч см 0,268), в строительстве (Кч см 0,332).
Самый низкий уровень травматизма с утратой трудоспособности на один рабочий и более и со смертельным исходом отмечается в организациях гостиниц и ресторанов (Кч 1,2), в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (Кч 1,3). Самый низкий уровень травматизма со смертельным исходом обнаружен в здравоохранении и предоставлении социальных услуг  (Кч см 0,013).
Динамика производственного травматизма по видам экономической деятельности, подтверждает тенденцию к его снижению в Российской Федерации, как в 2005, так и в 2006 годах. Снижение общего числа травмированных на производстве во всех видах экономической деятельности в 2006 году по сравнению с 2005 годом составило 7314 человек, в том числе и со смертельным исходом на 210 человек.

Таблица 2 Показатели производственного травматизма в Российской Федерации

 

Показатели

1995г.

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

2004г

2005 г.

2006 г.

Коэффициент производственного травматизма (в расчете на 1000 работающих).

5,5

5,1

5,0

4,5

3,9

3,4

3,1

2,9

Численность пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, тыс. чел.

270,4

152,0

144,7

127,7

106,7

87,8

77,7

70,4

Коэффициент производственного травматизма со смертельным исходом (в расчете на 1000 работающих).

0,138

0,149

0,150

0,138

0,131

0,129

0,124

0,118

Численность пострадавших со смертельным исходом, тыс. чел.

6,77

4,40

4,36

3,92

3,53

3,29

3,09

2,88

Число человеко-дней нетрудоспособности на 1 рабочий день и более, временная нетрудоспособность которых закончилась в отчетном году (в расчете на 1 пострадавшего).

26,7

28,4

28,4

28,8

30,5

31,4

32,2

32,9

Источник: Статистический сборник «Производственный травматизм в Российской Федерации» за соответствующие годы.

Как следует из таблицы 2, выросло число человеко-дней  нетрудоспособности на 1 рабочий день и более в расчете на 1 пострадавшего с 26,7 в 1995 г. до 32,9 в 2006 г.

По сведениям Росстата, в 2006 году в охваченных статистическим наблюдением организациях численность пострадавших с утратой  трудоспособности на 1 рабочий день и более на производстве составляла 70430 человек (в 2005 г. – 77744человек), в том числе женщин - 18928 человек (в 2005 году –20392 человек) и работников в возрасте до восемнадцати лет- 179 человек (в 2005 году –214 человек). Кч. на производстве составило – 2,9 (в 2005 году –3,1), а относительное количество пострадавших со смертельным исходом Кч см- 0,118 (в 2005 году – 0,124).
Обращает на себя внимание структура несчастных случаев на производстве по видам тяжести. В таблице 3 приводится распределение несчастных случаев на производстве по видам тяжести (по данным Фонда социального страхования).

Таблица 3 Распределение несчастных случаев на производстве по видам тяжести в 2005 году (1).

Виды

Число несчастных случаев

Единицы

%

Несчастные случаи на производстве со смертельным исходом

 

4325

4,7

Несчастные случаи на производстве с тяжелым исходом

11958

13,1

Несчастные случаи на производстве с легким исходом

74772

82,2

Следует обратить внимание на то, что число легких несчастных случаев значительно превосходит число несчастных случаев на производстве с тяжелым исходом и со смертельным исходом, они занимают 12,2% от всех случаев.


В общем числе пострадавших в Российской Федерации в 2006 году среди предприятий по видам экономической деятельности наибольший удельный вес пострадавших отмечается в промышленности- 47,3%, в сельском хозяйстве (включая охоту и лесное хозяйство) –20,5%, на транспорте и связи – 10,1%, в строительстве – 9,3%.


Рассмотрим данные, характеризующие динамику показателей производственного травматизма по субъектам Российской Федерации  и федеральным округам.


Анализ производственного травматизма по федеральным кругам носит лишь относительных характер, так как при таком анализе не учитываются региональные различия отдельных субъектов Российской Федерации, что особенно в части видов экономической деятельности. Сравним Кч и Кч см в Центральном федеральном округе  (Кч 2,4 и Кч см 0,095) с данными по Российской Федерации (К ч 2,9 и Кч см 0,181). Окажется, что Кч и Кч см в Центральном федеральном округе ниже, чем в  целом по Российской Федерации, но эти показатели в основном достигнуты за счет такого развитого субъекта как г. Москва (К ч 1,36 и Кч см 0,061). Положительные результаты в Центральном федеральном округе объясняются, прежде всего, тем, что в него входят регионы с высокотехнологичными видами экономической деятельностью, которые являются менее травмоопасными.
Обращает внимание то, что в субъектах Российской Федерации, в которых имеются особо травмоопасные виды деятельности, Кч гораздо выше, чем эти же показатели по Российской Федерации. Например, в Костромской, Архангельской, Кировской, Вологодской, т.е. в областях, в которых значительный удельный вес занимают лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность К ч составляет от 6,5 до 5,3. Также высоки показатели травматизма Кч в Кемеровской и других областях, связанных с добычей полезных ископаемых, т.е. травмоопасными видами деятельности.

 

Таблица 4 Травматизм в субъектах Федерации с самым высоким уровнем производственного травматизма в 2006 г.

 

Субъекты Федерации

Коэффициент производственного травматизма

Всего

Со смертельным исходом

Российская Федерация, всего

2,9

0,118

В том числе:

 

 

Республика Карелия

5,3

0,058

Республика Коми

5,2

0,113

Архангельская область

5,6

0,136

Вологодская область

5,9

0,134

Костромская область

3,9

0,155

Кировская область

6,5

0,169

Кемеровская область

5,4

0,272

Наличие особо травмоопасных отраслей экономики определяет уровень производственного травматизма в субъектах Российской Федерации. В таблице 4  приведены субъекты Российской Федерации с самыми высокими коэффициентами производственного травматизма. Угольная промышленность Кемеровской области, Республики Коми определяет высокий травматизм, особенно смертельный. Лесная и деревообрабатывающая промышленность, развитая в республике Карелия, в областях Архангельской, Вологодской, Костромской и Кировской, ответственна за то, что в этих областях коэффициенты производственного травматизма гораздо выше, чем в среднем по Российской Федерации.


Отсутствие коренных изменений в состоянии условий и охраны труда отражается в том, что и в 2006 году в Российской Федерации  сохранилась тенденция роста численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

 

Таблица 5 Доля работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам в общей численности работающих, в % (по данным Росстата)

Годы

Всего*

В том числе

Женщины

Лица моложе 18 лет

1999

17,5

12,1

2,8

2000

18,1

12,5

2,5

2001

18,8

12,8

2,6

2002

19,2

12,7

1,9

2003

19,9

13,2

1,3

2004

21,3

13,8

1,6

2005                                           

22,2

14,3

1,4

2006

23,4

14,9

0,7

        
Примечание – данные по промышленности, строительству, транспорту и связи.

В Российской Федерации, практически более, чем каждый пятый работал в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. В промышленности в 2006 году численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составила  2,4 млн.человек. Среди работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, наибольшую долю составляют работающие под воздействием повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука. В 2006 году в условиях повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука было занято 1,3 млн.чел, повышенной запыленности воздуха рабочей зоны 0, 6 млн. человек, повышенной загазованности воздуха рабочей зоны 0,5 млн. человек.


По данным Росстата, в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2006 года в охваченных статистическим наблюдением организациях, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, в строительстве, на транспорте и связи в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работало почти 3,3 млн.человек, из которых в условиях повышенного шума, ультра и инфразвука работало 1,74 млн.чел., вибрации - 0,45 млн. человек , запыленности - 0,74 млн.человек, загазованности – 0,6 млн.человек, на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности - 0,05 млн.человек, тяжелым физическим трудом занято  0,93 млн. человек.
На конец 2006 года наибольшая относительная численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, была отмечена в организациях, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых (35,0 %), в том числе по добыче каменного угля, бурого угля и торфа – 59,7 % , в металлургическом производстве- 51,2%. 
В 2006г. 5752152 работникам организаций, охваченных статистическим наблюдением, установлен хотя бы один вид компенсаций за работу во вредных условиях труда. Следует отметить, что в 2006 году по сравнению с 2005 годом численность работников, имеющих право на сокращенный рабочий день, бесплатное получение лечебно-профилактическое питание, бесплатное получение молока  уменьшилась. Сократилась численность работников, имеющих право на повышенные ставки и доплаты, численность работников имеющих право на дополнительный отпуск.
О неблагополучном положении дел в области условий труда свидетельствуют данные о численности работающих, имеющих право на получение компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда. Как следует из Таблицы 6 численность работников, которым, установлен хотя бы один вид компенсаций,  сократилось с 7,8 млн. человек в 1996 году до 5,7 млн. человек в 2006 году. Однако доля таких работников  возросла с 39,1 в 1996 году до 41,2 % в 2006 году.


Среди работников, получающих компенсации, 30,5% пользуются правом на дополнительный отпуск, 22,9 % на бесплатное получение молока, 22,5% – на  повышенные тарифные ставки и доплаты, 18,6% - на досрочное назначение пенсии по старости.

Таблица 6 Распределение численности работников, получающих компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда (1996-2006 гг.) (по выборочным наблюдениям Россстата)

 

 

Списочная числен-ность работников

Численность работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций

Из них пользуются правом на:

Дополнительный отпуск

Сокращен-ный рабочий день

Бесплатное получение лечебно-профилактического питания

Бесплат-ное получе-ние молока

Повышенные тарифные ставки и доплаты

1996 г.
человек
%

 

20839912
100

 

7810875
39,1

 

5018738
26,8

 

683137
3,4

 

378923
1,9

 

4237321
21,1

 

4349592
21,3

1997 г.
человек
%

 

18394255
100

 

7231411
39,3

 

4822276
26,2

 

630171
3,4

 

359003
2,0

 

3921784
21,3

 

3993901
21,7

1998 г.
человек
%

 

17239830
100

 

6762822
39,2

 

4601945
26,7

 

575346
3,3

 

326657
1,9

 

3591370
20,8

 

3763149
21,8

1999 г.
человек
%

 

17267196
100

 

6851241
39,7

 

4691934
27,2

 

575494
3,3

 

339779
2,0

 

3631280
21

 

3848456
22,3

2001 г.
человек
%

 

16827165
100

 

6822785
40,5

 

4772551
28,4

 

568933
3,4

 

336893
2,0

 

3717769
22,1

 

3855608
22,9

2002 г.
человек
%

 

16155350
100

 

6530555
40,4

 

4651145
28,8

 

541303
3,4

 

319495
2,0

 

3544209
21,9

 

3716075
23,0

2003 г.
человек
%

 

15268177
100

 

6197818
40,6

 

4494090
29,4

 

507030
3,3

 

296341
1,9

 

3398999
22,3

 

3384226
22,2

2004г. человек %

 

14404571
100

 

5960735
41,4

 

4370062
30,3

 

489138
3,4

 

270207
1,9

 

3285747
22,8

 

3256928
22,6

2005г.
человек
%

 

14189491
100

 

5870890
41,4

 

4337931
30,6

 

475872
3,4

 

267245
1,9

 

3236425
22,8

 

3193949
22,5

2006 г.
человек

13947726
100

5752152
41,2

4250944
30,5

458563
3,3

252342
1,8

3188732
22,9

3140464
22,5

Источник – Компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда за соответствующие годы -  Росстат, том 3, часть 1.

 

2.2. Анализ особенностей статистического учета показателей производственного травматизма

Действующее в России статистическое наблюдение о производственном травматизме в основном соответствует рекомендациям МОТ по статистике труда. В Конвенции 160 «О статистике труда», вступившей в силу 24 апреля 1988 г. и ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 23 мая 1990 г. № 1515-1(2) сформулированы общие требования. В ст. 14 указано, что статистика производственного травматизма и профессиональных заболеваний готовится, по возможности, по всем отраслям экономики и таким образом, чтобы она характеризовала страну в целом.
В Рекомендациях 170, принятых одновременно с Конвенцией 160, сформулированы более конкретные требования. В разделе 1 пункт 12 «Статистика производственного травматизма и профессиональных заболеваний» предписано, что статистические данные следует собирать не реже одного раза в год. Их следует классифицировать, по меньшей мере, по отраслям экономической деятельности и, по мере возможности, по основным характеристикам лиц, работающих по найму (таких, как пол, возрастная группа, профессия или профессиональная группа или уровень квалификации), и предприятия.
В развитие указанных Конвенции 160 и Рекомендации 170 разработаны директивы в 1994 г. Директивы, по существу, содержат серию рекомендаций по формированию общих принципов, единых методов и процедур учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, их оценки, порядка уведомления о них. Кроме того, сформулированы рекомендации по учету и уведомлениях о несчастных случаях по дороге на работу и с работы, об опасных ситуациях и инцидентах.


Рекомендуемая МОТ методология и организация учета включает в себя четкие определения понятий:

а) несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания;
б) несчастные случаи по дороге на работу и с работы;
в) опасные ситуации и инциденты.
Несчастный случай  на производстве определяется как несчастный случай, происшедший по причине, связанной с трудовой деятельностью во время работы, с выделением: со смертельным исходом, без смертельного исхода.
Несчастный случай  по дороге на работу и с работы  определяется как несчастный случай, происшедший непосредственно на маршруте передвижения трудящегося между местом работы и
а) либо основными  или вспомогательными месторасположением;
б) либо местом, где он обычно работает;
в) либо местом, где он обычно получает свою заработную плату.
Несчастные случаи при передвижении, жертвами которых становятся трудящиеся на протяжении рабочих часов и в ходе выполнения оплачиваемого труда, рассматриваются как несчастные случаи на  производстве.
Инцидент определяется как событие, связанное с работой и случившееся на работе, не повлекшее за собой телесные повреждения или причинившее легкое повреждение, потребовавшее оказания первой помощи.
II. Обязательные требования к политике государства в сфере охраны труда на государственном уровне. Предписывается, что каждое правительство назначает компетентный орган, который в соответствии с национальными условиями и нормами в союзе с организациями работодателей и работников, разрабатывает и реализует определенную политику по организации учета, уведомления и расследования несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний, а также имевших место во время следования к месту работы и с работы, опасных ситуаций и инцидентов, сбора и публикации соответствующих статистических данных.
III. Требования к содержанию показателей. МОТ обоснованы принципы классификации и формирования статистики несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, опасных ситуаций и инцидентов.

Предписывалось несчастные случаи классифицировать по следующим признакам:

  • по видам экономической деятельности;
  • по категориям трудящихся;
  • по категориям предприятия.

Статистика несчастных случаев на производстве должна содержать следующие показатели:

  • число несчастных случаев со смертельным исходом;
  • число несчастных случаев без смертельного исхода с потерей трудоспособности не менее трех последующих дней, не включая день, когда имел место  несчастный случай;
  • общее число потерянных дней, включая день, когда имел место несчастный случай без смертельного исхода;
  • число несчастных случаев с работы и на работу.

Число несчастных случаев со смертельным исходом должно включать в себя отдельно:

  • число случаев, повлекших смерть в последующие 30 дней,
  • число случаев, повлекших смерть в период 31-366 дней,
  • количество потерянных дней с указанием календарных и рабочих дней.

Статистика профессиональных заболеваний должна содержать:

  • число лиц с профессиональными заболеваниями, перечисленными в национальном списке профессиональных заболеваний;
  • число лиц с профессиональными заболеваниями среди независимых трудящихся.

IV. Четкие требования к организации учета. Главное требование – обеспечение максимально полного охвата системой государственного учета несчастных случаев на производстве и предоставление таких сведений в МОТ.


Резолюциями 16-ой Международной конференции по статистике труда предусмотрено, чтобы сведения о несчастных случаев на производстве охватывали всех занятых без относительно их статуса, то есть наемных работников, работодателей, индивидуальных предпринимателей и самодеятельное население, по всем странам всех видов экономической деятельности(3).


Важность совершенствования организации статистики несчастных  случаев на производстве и профессиональных заболеваний подтверждена и Конвенцией № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», принятой на 95 сессии15 июня 2006 г. и касающейся  содействия в создании необходимых основ для безопасности и защиты здоровья в сфере труда.


В разделе IV, ст.4 пункт 3, подпункт f подчеркнуто, что национальная система обеспечения безопасности и гигиены труда включает механизм, позволяющий осуществлять сбор и анализ данных о случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний с учетом требований и инструкций МОТ.


Учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в России осуществляется тремя государственными структурами – Федеральной службой государственной статистики, Федеральной службой по труду и занятости в лице Федеральной инспекции труда и специальным внебюджетным фондом - Фондом социального страхования Российской Федерации.
Данный порядок учета соответствует нормативным актам МОТ в том, что «установление и исполнение государственной процедуры учета, уведомления и расследования несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, несчастных случаев к месту работы или с работы, опасных ситуаций и инцидентов являются обязанностью компетентного органа»(4).


Статистический учет этих органов организован в соответствии с целями и функциями этих организаций.
Федеральная служба государственной статистики ведет статистическое наблюдение на основе годовой формы № 7-травматизм, предназначенной для статистического наблюдения за травматизмом на производстве. Эта форма за последнее десятилетие претерпела значительные изменения. До 1999 г. включительно форма 7-травматизм «Сведения о травматизме на производстве, профессиональных заболеваниях и материальных затратах, связанным с ними» содержала раздел 1 «Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве и лиц с профессиональным заболеванием» и раздел 2 «Возмещение вреда, причиненного работнику трудовым увечьем или профессиональным заболеванием». Начиная с 2000 г. раздел 2, содержащий сведения о возмещении вреда, изъят из формы № 7-травматизм и расходы по возмещению вреда пострадавшим фиксируются в Таблице 9 расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ).
Кроме того, начиная с 2004 г. обобщают сведения не по отраслям экономики, а по видам экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, введенным в действие с 2004 г.


В соответствии с Порядком заполнения и представления формы государственного статистического наблюдения (государственной отчетности), утвержденным постановлением Росстата от 05.07.2005 г. №40, годовую статистическую форму №7-травматизм представляют юридические лица, их обособленные подразделения всех форм собственности по перечню, установленному территориальным органом Росстата.
В форме № 7-травматизм отражаются сведения о пострадавших при несчастных случаях на производстве в соответствии с актом по форме Н-1, статьями 227-231 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Минтруда России от 24.10.02 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».


Таблица сведений о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях включает 11 показателей, в их числе: численность пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более; численность пострадавших со смертельным исходом, с выделением отдельно пострадавших женщин и лиц до 18 лет; число рабочих человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более, временная нетрудоспособность которых закончилась в отчетном году; численность пострадавших, частично утративших трудоспособность и переведенных с основной работы на другую на 1 рабочий день и более в соответствии с медицинским заключением; численность лиц, с впервые установленным профессиональным заболеванием.


Таблица содержит данные о затратах на мероприятия по охране труда, в том числе затраты на улучшение условий и охраны труда на производстве, за счет всех источников финансирования в соответствии с коллективным договором и планом мероприятий по охране труда.
Сведения по форме №7-травматизм представляют юридические лица, их обособленные подразделения всех форм собственности, осуществляющие деятельность в отраслях экономики: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт и связь, строительство, оптовая торговля, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение (крупные и средние – на сплошной основе, субъекты малого предпринимательства – на выборочной основе по перечню, установленному органом государственной статистики).


Это предопределяет неполный охват занятых статистическим наблюдением по форме №7-травматизм. В 2005 г. охват составлял 40% от всех занятых в экономике, в сельском хозяйстве – 50%, строительстве – 30%, на транспорте – 65%, в связи – 85%.
Сводный бюллетень «Производственный травматизм в Российской Федерации» содержит сведения о пострадавших по регионам Российской Федерации, по видам экономической деятельности, по формам собственности суммарно и в расчете на 1000 работающих.
Дополнительное информационное обеспечение по травматизму формируется на базе Приложения к форме № 7-травматизм «Сведения о распределении числа пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев».
Приложение к форме № 7-травматизм представляют юридические лица, их обособленные подразделения всех форм собственности, наряду с отчетной формой № 7-травматизм, 1 раз в 3 года (за 2004 г., 2007 г. и т.д.). Приложение заполняется в соответствии с актом о несчастному случае на производстве по форме Н-1, утвержденной постановлением Минтруда России от 24.10.2002 г. № 73.


В Приложении пострадавшие группируются по следующим видам происшествий, приведших к несчастному случаю: дорожно-транспортное происшествие; падение пострадавшего с высоты; падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и т.п.; воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей; поражение электрическим током; воздействие экстремальных температур; воздействие вредных веществ; воздействие ионизирующих излучений; физические перегрузки; повреждения в результате контакта с животными, насекомыми и пресмыкающимися; утопление; убийство; повреждение при стихийных бедствиях; прочие.
Пострадавшие группируются по следующим причинам несчастных случаев: конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования; эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования; несовершенство технологического процесса; нарушение технологического процесса; нарушение трбований безопасности при эксплуатации транспортных средств; нарушение правил дорожного движения; неудовлетворительная организация производства работ; неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест; неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территорий; недостатки в обучении безопасным приемам труда; неприменение средств индивидуальной защиты; неприменение средств коллективной защиты; нарушение трудовой и производственной дисциплины; использование рабочего не по специальности; прочие.


Сведения, собранные в Приложении к форме № 7-травматизм, в обобщающем виде публикуются в сборниках «Распределение пострадавших при несчастных случаях на производстве по причинам несчастных случаев и структура причин несчастных случаев в РФ» и «Распределение пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий, приведших к несчастному случаю, и структура основных видов происшествий в РФ». Начиная с 2004 г. распределение пострадавших произведено по основным видам экономической деятельности в соответствии с классификацией по ОКВЭД.
Ознакомление с данными Приложения к форме № 7-травматизм показывает, что причины несчастных случаев можно объединить в две группы: причины организационного характера (нарушение работающими правил охраны труда, требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, неприменение средств индивидуальной и коллективной защиты и т.п.) и причины, обусловленные несовершенством техники и технологии производств. Нами сделана оценка значимости этих причин по данным 2004 г. и предоставлена в обобщенном виде в таблице.

Таблица 7 Распределение пострадавших по причинам несчастных случаев в 2004 г.


Виды экономической деятельности

Всего

В том числе пострадавшие

по причинам организаци-онного характера

по причинам, обусловленным несовершенст-вом техники и технологии производств

прочие

1

2

3

4

5

Всего по видам экономической деятельности

100

45,3

17,6

37,1

Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

100

43,3

20,6

36,1

1

2

3

4

5

Раздел С Добыча полезных ископаемых

100

50,5

17,3

32,2

Раздел D Обрабатывающие производства

100

49,9

18,6

31,5

Подраздел DG Химическое производство

100

48,1

17,7

34,2

Подраздел DJ Металлургическое производство и производство готовых металлургических изделий

100

54,0

18,4

27,6

Подраздел DK Производство машин и оборудования

100

50,7

19,5

29,8

Раздел F Строительство

100

53,2

14,9

31,9

Раздел I Транспорт и связь

100

39,3

14,6

46,1

Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг

100

27,0

14,1

58,9

Источник: Расчеты по данным статистического сборника «Распределение пострадавших при несчастных случаях на производстве и структура причин несчастных случаев в РФ» - Федеральная служба государственной статистики, 2005, т.4.

Как следует из Таблицы 7, доля пострадавших по всем видам экономической деятельности по причинам организационного характера составляет 45,3%, что значительно больше, чем доля пострадавших по причинам, обусловленным несовершенством техники и технологии производств, равной 17,6%. Однако доказательную ценность этих цифр снижает тот факт, что велика доля пострадавших по «прочим» причинам. В инструкциях по заполнению Приложения к форме № 7-травматизм нет разъяснений по содержанию этого понятия. Указано, что Приложения заполняются в соответствии с данными актов о несчастных случаях на производстве: акт по форме Н-1 о несчастном случае на производстве и акт о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом. Эти акты утверждены постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73(5). В формах актов выделены строки, в которых указываются причины, вызвавшие несчастный случай, и виды происшествий. При заполнении приложений и считывании с актов причины несчастных случаев, видимо, не всегда удается идентифицировать эти причины с перечнем причин, указанных в постановлении Минтруда России. Поэтому, по нашему мнению, необходимо внести в «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» уточненные перечни причин несчастных случаев и видов происшествий с тем, чтобы при заполнении строк о причине несчастного случая и видов происшествий указывали дополнительно код (номер) причины и вида, соответствующий перечню. Такое заполнение актов не влечет дополнительных трудозатрат, но повысит значимость статистической отчетности по распределению пострадавших.


Возможно, что целесообразно разработать более подробную классификацию причин и видов и тем самым уточнить значимость причин, связанных с «человеческим фактором», или обусловленных несовершенством техники и технологии производств и сократить долю «прочих» причин.
Сложилось прочное мнение, что в России производственный травматизм значительно выше, чем это следует из данных государственного статистического наблюдения. Этой точки зрения придерживается МОТ, основываясь на сопоставлении данных по производственному травматизму ряда европейских стран. Несмотря на то, что в странах Евросоюза уровень охраны труда выше, чем в России, коэффициент производственного травматизма в России ниже и составляет 3,1 пострадавших в расчете на 1000 работающих.


Указывают, что при 64 млн. занятых в российской экономике число несчастных случаев оказывается ниже, чем в Германии или Великобритании, в которых численность занятых в два раза меньше. По подсчетам МОТ, проверенным многолетней практикой, в различных странах земного шара в среднем на один смертельный случай производственного травматизма приходится от 500 до 2 тыс. случаев несмертельного, ведущего к нетрудоспособности на срок более трех дней.


В Германии и Финляндии соотношение числа случаев с летальным исходом и нетрудоспособности свыше трех дней выражается в цифрах 1:1000 – 1:1200. Если принять средний уровень технического развития России, Германии и Финляндии как примерно одинаковый, то число случаев несмертельного травматизма с одним и более днями нетрудоспособности в России за 2003 г. должно как минимум составить по данным Госкомстата: 3536 х 1000 = 3536000; по данным инспекции: 5185 х 1000 = 5185000.


Возьмем самое низкое соотношение – один смертельный случай на 500 несмертельных. Но и тогда их число должно составить по данным Госкомстата: 3536 х 500 = 1 768000; по данным инспекции: 5185 х 500 = 2592000(6).


По оценке специалиста в сфере охраны труда О.Русака частное от деления общего числа несчастных случаев к числу несчастных случаев со смертельным исходом в России должно находиться в пределах 20-30(7).


Различие в точности и достоверности показателей по производственному травматизму связано с тем, какой орган ответственен за сбор статистической информации. Наиболее точную информацию дают страховые компании. Как следует из Таблицы  8, в Финляндии, Франции, Германии, Греции, Италии, Люксембурге системы страхования от несчастных случаев на производстве являются источниками информации, в то время как в других странах ими являются государственные статистические органы и государственные инспекции труда.

Таблица 8 Сравнительная характеристика источников и методов статистического учета несчастных случаев на производстве в странах Европейского Союза

Страна

Тип и источник информации

Минимальный период отсут-ствия на работе

ММак-симальный срок учета смер-тель-ного случая

Занятые, охваченные учетом

Перечень охваченных учетом видов экономичес-кой деятельности

Охват учетом

Доля охвачен-ных учетом в % ко всем занятым

Австрия

Государственный статистический орган и государственная инспекция труда

нет

Нет

Наемные работники, самозанятое население

71,0

Все, за исключением общественного сектора и вооруженных сил

Бельгия

Государственный статистический орган и государственная инспекция труда

1 день

1 год

Наемные работники

47,5

Все, за исключением  вооруженных сил и полиции

Дания

Государственный статистический орган и государственная инспекция труда

1 день

1 месяц

Наемные работники, самозанятое население

100

Все, за исключением несчастных случаев в воздухе, на воде и на берегу

Испания

Государственный статистический орган и государственная инспекция труда

1 день

1 год

Застрахованные лица

85,3

Все, за исключением администрации и вооруженных сил

Финляндия

Система страхования от несчастных случаев на производстве, специальные схемы страхования

3 дня

1 год

Застрахованные лица

100

Все

Франция

Система страхования от несчастных случаев на производстве, специальные схемы страхования

1 день

Варианты

Застрахованные лица

85,2

Все, за исключением общественного сектора

Германия

Система страхования от несчастных случаев на производстве, специальные схемы страхования

3 дня

90 дней

Наемные работники, самозанятое население

74,5

Все

Греция

Система страхования от несчастных случаев на производстве, специальные схемы страхования

1 день

-

Наемные работники, работодатели

49,1

Все

Ирландия

Государственный статистический орган и государственная инспекция труда

3 дня

90 дней

Наемные работники, самозанятое население

100

Все

Италия

Система страхования от несчастных случаев на производстве, специальные схемы страхования

 

3 дня

-

Застрахованные работники

73,4

Все

Нидерланды

Государственный статистический орган и государственная инспекция труда

1 день

30 дней

Наемные работники, застрахованные лица

-

Все

Люксембург

Система страхования от несчастных случаев на производстве, специальные схемы страхования

-

-

Застрахованные лица

-

Все

Велико-британия

Государственный статистический орган и государственная инспекция труда

3 дня

1 год

Наемные работники, работодатели

91,8

Все, за исключением рыболовства и водного транспорта

Швеция

Государственный статистический орган и государственная инспекция труда

1 день

-

Наемные работники, работодатели

90,7

Все

Португалия

Государственный статистический орган и государственная инспекция труда

-

1 год

Наемные работники, работодатели

67,1

Все, за исключением администрации и вооруженных сил

Источник: Yearbook of Labor Statisticians. Geneva. ILO. 2004.-  P. 1168-1169 ; 2005.- P.1153.
Состав государств-членов ЕС дан на начало 2004 г.

Проведение анализа и подготовка предложений по совершенствованию системы статистического учета и отчетности по производственному травматизму, профессиональной заболеваемости и трудопотерям вследствие временной утраты трудоспособности, на основе требований и рекомендаций Международной организации труда. – Отчет НИИ статистики Росстата. – М.: 2006. – с. 26-27.

 

В России статистическое наблюдение осуществляет Федеральная служба государственной статистики. Кроме того, учет несчастных случаев ведут Федеральная служба по труду и занятости в лице Федеральной инспекции труда и Фонд социального страхования Российской Федерации.
Федеральная инспекция труда, ее региональные подразделения участвуют в расследовании тяжелых и смертельных несчастных случаев и ведет их учет.
Фонд социального страхования Российской Федерации ведет учет численности пострадавших, чьи несчастные случаи признаны страховыми и которым полагаются компенсационные выплаты.
Система учета несчастных случаев на производстве и методы соответствуют целям и задачам этих организаций, что приводит к различным показателям численности пострадавших со смертельным исходом.

Таблица 9 Численность пострадавших со смертельным исходом, чел.

Годы

Данные Росстата РФ

Данные Фонда социального страхования РФ

Данные федеральной инспекции труда

2001

4368

5755

6194

2002

3920

5715

5865

2003

3536

5180

5185

2004

3292

3684

4924

2005

3091

4235

4604

2006

2881

4301

Наиболее полный учет пострадавших со смертельным исходом ведет Федеральная инспекция труда. Наименьшую численность показывает Росстат РФ в соответствии с неполным охватом статистическим наблюдением занятых в экономике.
Существует ряд причин, приводящих к заниженному показателю производственного травматизма. Прежде всего, следует разделить преднамеренное искажение показателей травматизма от непреднамеренного.


В настоящее время в России существует преднамеренное сокрытие несчастных случаев, особенно мелких и средней тяжести. В сокрытии заинтересованы как пострадавшие, так и работодатели, хотя по разным причинам. Зачастую пострадавшие не хотят потерять заработок из-за простоя, особенно если работодатель обещает покрыть затраты на лечение без оформления листков временной нетрудоспособности. Работники выше ценят денежные выплаты, чем свое здоровье. Такое положение дел особенно характерно для нелегалов.
Работодатели заинтересованы в уклонении от санкций, например, в виде штрафов, и в максимальном использовании труда наемным работников.
Путь к снижению практики сокрытия несчастных случаев лежит в направлении роста благосостояния работников, повышения культуры производства и ценности здорового образа жизни. Это долгий путь, но это необходимо делать, в том числе осуществляя пропаганду соблюдения правил безопасности во всех сферах жизнедеятельности.


Одновременно целесообразно ставить вопрос об увеличении ответственности работодателей за сокрытие несчастных случаев о повышении величины штрафных санкций. Кроме того, полезно применить опыт Германии, где о производственной травме сообщают как работодатель, так и врач, фиксирующий обращение пострадавшего. В России государственные инспектора труда применяют сверку данных только по тяжелым несчастных случаям.


Непреднамеренное искажение статистических данных заложено в методах проведения государственного статистического наблюдения.
Во-первых, существует вопрос об увеличении степени охвата статистическим наблюдением числа организаций и, соответственно, численности работающих. В настоящее время сведения о пострадавших предоставляют по форме № 7-травматизм 125865 предприятий или 2,64% от общего числа предприятий (4767,3 тыс. предприятий учтено на 1 января 2006 г. в государственной регистрацией юридических лиц). Статистическим наблюдением охвачено 24858 тыс. работающих, или 36,4% от общей численности (68258 тыс.чел.) занятых в экономике.
Речь идет не о введении 100%-ного охвата статистическим наблюдением всех занятых в экономике, но, возможно, следует расширить предоставление сведений от субъектов малого предпринимательства, где занято 11,8% всех работающих. Как известно, именно в малом бизнесе наблюдается высокий уровень производственного травматизма. Например, в 2005 г. Кч в строительстве равен 4,4, статистическим наблюдением охвачено 33,7% всех работающих и 3,2% предприятий. В строительстве широко используется труд нелегальных работников и велика численность малых предприятий.
По нашему мнению, для расширения информации и повышения ее достоверности об уровне производственного травматизма  особенно в малом бизнесе следует: во-первых, рассмотреть вопрос о расширении и уточнении перечня малых предприятий, которые в настоящее время предоставляют данные о производственном травматизме по форме № 7-травматизм; во-вторых, использовать в качестве источника информации сведения  медицинских учреждений, оказывающих первичную медицинскую помощь. Эти медицинские учреждения, как и предприятия малого бизнеса, находятся на территории муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов)(8) и собирают отчетность о травматизме.
Следует обратить внимание на тот факт, что в зарубежной статистике несчастные случаи на транспорте входят в общие показатели, а их доля составляет примерно 30% всех несчастных случае. В Финляндии и Германии коэффициент частоты несчастных случаев в 2003 г. на 1 тыс. застрахованных равен 0,018, этот коэффициент рассчитан с учетом несчастных случаев на транспорте.


Более высокую точность показателей численности пострадавших имеют данные страховых компаний. Так, в Германии страховой статистикой охвачены все отрасли экономики, на которых распространяется обязательное социальное страхование, при расчете учитывается гибель людей от несчастных случаев на транспорте.


Необходимо повысить точность учета профессиональных заболеваний, в том числе учет смертности от этих заболеваний. Учет смертности может существенно повлиять на показатели, поскольку, по оценкам МОТ, ежегодная смертность в странах Евросоюза составляет 116-124 тыс.смертей по причине профессиональных заболеваний, по сравнению с 6 тыс. смертельных несчастных случаев на производстве. По-видимому, за счет временной отдаленности смерти от факта получения профессионального заболевания в России причина смерти не фиксируется как результат профессионального заболевания, но в свидетельстве о смерти указывают как скончавшиеся от общих заболеваний.
Повысить точность статистических данных возможно за счет введения в статистику числа отработанных рабочих часов и определять показатель производственного травматизма в пересчете на полный рабочий день. В этом случае можно будет иметь два ряда показателей, полученных, во-первых, делением численности пострадавших на среднесписочную численность работающих, охваченных статистическим учетом; во-вторых, в пересчете на 1 млн. отработанных рабочих часов.

 

Лысенков К.Е.


1. Доклад «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда  в Российской Федерации в 2005 году»/ ФГУ Всероссийский центр охраны труда Росздрава .-М.,2006 ,с.10. 

2. Международная организация труда: конвенции, документы, материалы: справ.пособие / [сост.и авт. предисл. и вступ.ст. З.С.Богатыренко]. – М.: Дело и Сервис, 2007. – с. 130.

3. Yearbook of Labor Statisticians 6 issue.. Geneva. 2001. P. 1139.

4. Учет и уведомление при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. Инструкция Международной организации труда. - Международная организация труда. Женева. - 1996.- С.6.

5. Постановление Министерства труда и социального развития от 24.10.2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

6. Кузнецов Г. Реальный травматизм и официальная отчетность. / Охрана труда и соц.страхование. – 2005. - № 10. – с. 45.

7. Русак О. Неоправданный оптимизм. / Охрана труда и соц.страхование. – 2006. - № 6. – с. 4.

8. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) в ведении муниципального района и городских округов находится такой вопрос местного значения, как организация оказания на этих территориях скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях (ст. 15, пункт 1, подпункт 12 и ст. 16 пункт 1 подпункт 14). Имущество этих учреждений может находиться в собственности муниципальных районов и городских округов (ст. 50 пункт 3 подпункт 8).

Наши клиенты:

 

Вагонная ремонтная компания

ЦСКБ-Прогресс

ГКНПЦ им.М.В.Хруничева

Челябинский электрометаллургический комбинат

Сбербанк

Ростелеком

 

Ближайший к вам филиал:
«Москва - центральный офис»

Закрыть
карта россии